Договор на обслуживание газового оборудования должна заключать обслуживающая многоквартирный дом организация или собственник домовладения. Такая обязанность предусмотрена подпунктом к) пункта 21 Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549
"О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан"
Абонент обязан:….
к) обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Расходы на такое обслуживание не входят в стоимость газа. (см. Информационное письмо ФСТ РФ от 23.06.2005 N СН-3765/9).
Вот что по этому вопросу нарыл в ГАРАНТЕ
"Договор техобслуживания ВДГО
Правила поставки газа исключают возможность заключения договора поставки газа при отсутствии договора технического обслуживания ВДГО. Как было отмечено ранее, к оферте, направляемой газоснабжающей организации, следует приложить копию договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, а отсутствие договора об обслуживании ВДГО является одним из оснований для отказа в заключении договора поставки газа (пп. "к" п. 9 и пп. "б" п. 13 Правил поставки газа).
Напомним, что Правила предоставления коммунальных услуг возлагают на исполнителя коммунальных услуг обязанность по обслуживанию внутридомовых инженерных систем. И в этом смысле Правила поставки газа нововведений не содержат. Тем не менее представляется, что, руководствуясь лишь Правилами предоставления коммунальных услуг, газоснабжающие организации ранее не могли отказать управляющим организациям и ТСЖ в поставке газа. Именно поэтому только с выходом в свет Правил поставки газа организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, "засуетились" и в срочном порядке стали заключать договоры со специализированными организациями.
Ключевую роль играет повышенная опасность ВДГО. Отсутствие договоров о содержании и ремонте газового оборудования создает угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства, так как возникновение аварийной ситуации в системе ВДГО может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери.
Стороны договора
Договор о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении заключается между абонентом и специализированной организацией. В определении понятия специализированной организации содержится указание на то, что она должна быть допущена к осуществлению деятельности в установленном законом РФ порядке. Однако такой порядок не утвержден (п. 4 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 возлагает на Министерство регионального развития РФ обязанность утвердить порядок содержания и ремонта ВДГО*(3)). Лицензирование деятельности по техобслуживанию и ремонту ВДГО было отменено в связи с принятием Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Вместе с тем согласно п. 3 Правил поставки газа под специализированной организацией понимается газораспределительная организация. В свою очередь, в силу пп. "б" п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 317, газораспределительная организация осуществляет эксплуатацию газораспределительной системы и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям (собственник газораспределительной системы или лицо, заключившее с собственником договор на ее эксплуатацию).
Что касается абонента, под ним понимается исполнитель коммунальных услуг, в обязанности которого входит заключение договора поставки газа. Отметим, что гражданин может вступать в договорные отношения со специализированной организацией только в том случае, если речь идет об обслуживании ВДГО индивидуального жилого дома. Даже если собственники помещений в многоквартирном доме избрали непосредственное управление, договор о техобслуживании ВДГО должен быть заключен от имени всех собственников. Заключение договора о содержании и ремонте части общего имущества в доме каждым собственником не представляется возможным.
Условия договора
Ясность в обозначенный вопрос должен внести порядок содержания и ремонта ВДГО, обязанность утвердить который возложена на Минрегион РФ. Учитывая, что техобслуживание ВДГО направлено на обеспечение безопасности и предотвращение аварий, представляется, что в договоре должны быть установлены разумные сроки осмотра ВДГО.
Исходя из содержания Правил поставки газа специализированная организация:
- должна иметь аварийно-диспетчерскую службу или заключить договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы (п. 3);
- должна производить демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта (п. 29);
- вправе давать заключения о состоянии ВДГО (пп. "в" п. 47);
- может принимать участие в проведении проверки (п. 57).
Взаимоотношения сторон по договору техобслуживания газового оборудования осложняются тем, что к ВДГО относится как оборудование, являющееся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, так и имущество, находящееся непосредственно в квартире граждан. Как быть, например, если собственник не допускает сотрудников специализированной организации в жилое помещение для проверки состояния газоиспользующего оборудования и приборов учета? Ответственности граждан не предусмотрено, поэтому остается лишь уповать на их сознательность.
Порядок заключения договора
Законодательство не предусматривает каких-либо особенностей заключения рассматриваемого договора. Представляется, абонент должен обратиться в специализированную организацию с заявкой, предоставить сведения, необходимые контрагенту, и подписать договор на определенный срок.
Какие меры должны предпринять ТСЖ и УО до подписания договора со специализированной организацией? В первую очередь встает вопрос: спрашивать ли согласия жильцов на общем собрании?
Выбирая тот или иной способ управления домом, собственники помещений в доме оказывают доверие ТСЖ либо управляющей организации. При этом товарищество и управляющая компания вправе самостоятельно определять, каким образом осуществлять управление домом (например, с каким подрядчиком заключать договор). Следовательно, согласие общего собрания на заключение конкретного договора не требуется.
Исполнение обязательств по договору техобслуживания ВДГО и аварийно-диспетчерского обеспечения связано с определенными затратами (оплата услуг по договору). При любом способе управления эта сумма уплачивается собственниками помещений в доме. По смыслу жилищного законодательства расходы на содержание и ремонт общего имущества в доме должны быть согласованы с собственниками. Таким образом, для легитимности сбора с жильцов сумм в счет оплаты услуг специализированной организации расходы, связанные с заключением и исполнением рассматриваемого договора, должны быть утверждены на общем собрании.
Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников, в том числе для тех, кто не принимал участия в голосовании (или голосовал против). Это значит, что в случае одобрения на общем собрании расходов на исполнение договора техобслуживания ВДГО все собственники вне зависимости от своей воли должны будут нести данные расходы.
Куда включить возникшие расходы
Цена договора техобслуживания ВДГО является ключевым условием. Не нужно много говорить о том, что увеличение платы за газоснабжение за счет прибавления к плате за газ платы за обслуживание газового оборудования может вызвать негативную реакцию у собственников, и без того обремененных коммунальными платежами. Кроме того, отсутствуют основания для включения стоимости технического обслуживания в структуру розничной цены на газ (см. Информационное письмо ФСТ РФ от 23.06.2005 N СН-3765/9).
Обслуживание ВДГО, несомненно, входит в состав услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, заключение договора со специализированной организацией повлечет за собой увеличение сумм по этой строке платежного документа. Рост расходов в данном случае должен быть санкционирован общим собранием собственников.
Не запрещено и включение в квитанцию новой строки "Обслуживание ВДГО". Более того, в случае заключения договора техобслуживания ВДГО по исключительной инициативе ТСЖ или УО появление новой строчки в платежном документе представляется наиболее предпочтительным.
Заключать или не заключать
Что делать, если большинство собственников против заключения договора и не желают оплачивать возникающие расходы?
В случае если управляющие организации и ТСЖ по своей инициативе заключают договор обслуживания ВДГО, они несут риск убытков из-за того, что собственники не обязаны вносить им плату за обслуживание ВДГО в отсутствие специального решения общего собрания собственников (членов ТСЖ). При рассмотрении дела в судебном порядке товариществам и управляющим организациям следует обращать внимание суда на то, что поставка газа в многоквартирный дом исключена при отсутствии договора техобслуживания ВДГО.
В Постановлении ФАС ЗСО от 28.05.2009 N Ф04-3101/2009(7364-А46-31) справедливо отмечено, что управляющая компания обязана заключать договоры на техническое обслуживание ВДГО во избежание создания угрозы возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Незаключение товариществом и управляющей организацией договора обслуживания ВДГО грозит административной ответственностью по ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Санкция данной статьи предусматривает административный штраф для должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб.; для юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. (Постановление ФАС ПО от 24.02.2009 N А12-15498/2008).
Организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, следует провести разъяснительную работу, чтобы донести до собственников необходимость заключения договора со специализированными организациями в целях их же безопасности.
Новый акт - прежние проблемы
Отсутствие договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией, является одним из оснований прекращения подачи газа (пп. "е" п. 45 Правил поставки газа, пп. "б" п. 97 Правил предоставления коммунальных услуг). А в случае прекращения поставки газа собственники помещений в доме вправе требовать от управляющих организаций исполнения их обязанностей в судебном порядке.
Надо сказать, что нормы, регулирующие порядок и условия приостановления исполнения договора, вступают в противоречие с нормами Правил предоставления коммунальных услуг, регулирующими порядок приостановления подачи газа.
Например, поставщик газа вправе приостановить исполнение обязательств по договору в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение трех расчетных периодов подряд (трех месяцев) (пп. "в" п. 45 Правил поставки газа), а исполнитель коммунальных услуг вправе прекратить подачу газа потребителям при наличии у потребителя задолженности по оплате услуг, превышающей шесть ежемесячных размеров платы (пп. "а" п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг).
В очередной раз возвращаемся к вопросу о возможности применения Правил предоставления коммунальных услуг к отношениям между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Однозначного ответа нет*(4). На практике вопрос не разрешен, а в теории исполнитель коммунальных услуг вправе требовать установления паритетных, соответствующих Правилам предоставления коммунальных услуг условий договоров с ресурсоснабжающими организациями по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения - в судебном порядке (см. Письмо Минрегиона РФ от 13.02.2007 N 2479-РМ/07). Существующие трудности, вызванные конкуренцией норм, еще предстоит решить арбитрам."