Вода. Огромная цена вопроса
Юрий Моисеев назвал водоснабжение проблемой №1:
- Я согласен, что жить так нельзя, но 25 лет ничего не делалось, сами знаете. Ни по подаче воды, ни по водоотведению, все системы крайне изношены. Была авария, остановился один из коллекторов на пр.Строителей. Хорошо, что уцелел напорный коллектор, а вот если бы и он встал, то масштабы аварии охватили бы весь город.
Мы зимой, если помните, раскопали, и увидели: там, под землёй, труба бетонная просто взяла и обрушилась. Или другой пример: труба 25-я, а там просвет со спичку толщиной.
Мы понимаем, что аварийные ремонты, которые идут постоянно, лишь едва поддерживают работоспособность изношенных систем, но не решают проблему в целом. Потому предприятия водоканала проводят частичную замену магистралей, чтобы избежать новых аварий. Кроме того, велись работы по разведению 5-этажек и частного сектора. Они по воде были закольцованы, и когда начинался полив, вода до 3 этажа не доходила. Людям, у кого есть огороды, нужен полив, но чтобы забор ими воды не отражался на многоквартирных домах, будем продолжать эту работу.
Участники форума предположили, что организации водоканала работают неэффективно. В ответ глава района напомнил, что всего несколько лет назад, когда они были МУПами, они действительно были банкротами, работали в убыток. Чтобы возместить эти убытки, депутаты районного Собрания прошлого созыва регулярно принимали решения о выделении этим предприятиям значительных средств, и это оказывалось бесполезным. После передачи предприятий в частные руки (они теперь ООО, прим. ред.), ситуация кардинально изменилась.
- Раньше мы их дотировали, и всё равно денег у них не было, - сказал Юрий Моисеев. – Теперь не дотируем, и они научились работать самостоятельно, не разоряются. Другое дело, что у них нет прибыли, которую они могли бы вкладывать в реконструкцию и замену своих сетей.
Почему нет этой прибыли, известно, наверно, всем. Это не только аварии и утечки, когда вода теряется. Это и прямое воровство – безучётное потребление с использованием всяких хитростей, от магнитов на приборах учёта до самовольных врезок мимо этих счётчиков. Глава района привёл цифры, и они показывают масштаб проблемы: потери воды составляют 35%, а летом доходили 45%. По словам Юрия Моисеева, если эти потери перевести в деньги, то получится ни много ни мало 600 тысяч рублей в месяц.
- Мы водоканал проверяли. Когда люди перестанут воду воровать, у предприятия добавится 600 тыс.руб., которые пойдут на реконструкцию и капитальный ремонт водопроводных сетей.
Вопрос, когда прекратится это воровство, не прозвучал. Но он и не имеет ответа. Так же, как и вопрос, когда оплата за потребление будет полной. О том, что одни граждане добросовестно оплачивают и воду, и электричество, и газ, и тепло, а другие этого не делают, тоже ни для кого не секрет.
И всё-таки выход искать надо. Юрий Моисеев сообщил, что наряду с федеральной программой капитального ремонта жилья открыта новая государственная программа – реконструкции систем водоснабжения и водоотведения. Администрация района подготовила проектно-сметную документацию на общую сумму более 1 миллиарда(!) рублей.
Но такова цена вопроса, который не решался четверть века. На водоснабжение району нужно 250 млн.руб., на водоотведение 800 миллионов.
В. Гуреев, "Воложка"