22 июня 2011 года
В отличие от областной Счетной палаты, вокруг которой вечно кипят страсти, Управление Росфиннадзора по Саратовской области (бывшее КРУ федерального Минфина) никогда не находилось в фокусе внимания прессы. Фактически, это одно из самых молчаливых ведомств. И ответа от него «Общественному мнению» пришлось ждать долго. Правда, получив его, мы задались еще одним вопросом: и чего ради мы это затеяли?
Откровенность высокого уровня
Повод заинтересоваться успехами федеральных ревизоров появился после того, как в ноябре прошлого года в «Ведомостях» было опубликовано интервью с руководителем Росфиннадзора Сергеем Павленко «Бегство капитала нарастает» (08.11.2010, № 209 (2727)). В той занимательной беседе было сказано немало интересного. Например, о том, что Росфиннадзор в текущем году проверяет бюджет прошлого года. И, соответственно, в 2009 году шли проверки бюджета 2008-го, тогда при проверке использования 3,1 трлн бюджетных средств с нарушением были израсходованы 1,3 трлн руб. При этом с 2004 года объемы нарушений выросли в 8 раз, а расходы бюджета увеличились примерно в 3,5 раза. Темпы прироста нарушений к уровню 2006 году — 491%, к 2007 году — 160%. Кроме того, растет доля средств, израсходованных вроде бы законно — но неэффективно. Четыре года назад — более 8 млрд руб., три года назад — 18,9 млрд руб., а в 2008 г. — уже более 29 млрд руб. Эффективность бывшие «крушники» определяют по двум показателям – «закупленное оборудование не устанавливается» и «деньги зависают на счетах». На этот год Росфиннадзор запланировал проверку антикризисных расходов, по предварительным оценкам, объем нарушений в 2009 году будет 400 млрд руб., в том числе по средствам федерального бюджета – примерно 170 млрд руб.
Лидерами по бюджетным нарушениям названы Минобороны, Федеральное дорожное агентство и МВД. Далее идут Федеральная служба исполнения наказаний, Минздравсоцразвития, Минсельхоз, МЧС, Минкультуры и Минрегион. Как показательный пример упомянуто освоение средств, выделенных в прошлом году на борьбу с безработицей. С нарушениями законодательства было израсходовано 4 млрд руб., в том числе Рострудом – чуть менее 1,3 млрд, регионами и муниципалитетами – около 2,7 млрд. Роструд распределял средства без учета реальных потребностей, направлял средства даже в том случае, если регион не успевал израсходовать предыдущие транши, и под явно недостоверные заявки. Еще один пример – программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии» в 2008 году, где с нарушениями израсходовали 1,2 млрд руб. По нацпроектам «Здоровье» и «Образование» с нарушениями законодательства потрачено в 2007 году 6,2 млрд руб., в 2008 году – 9,5 млрд руб.
Тревожной названа ситуация в южных республиках: в 2009-м с нарушениями закона власти Дагестана, Чечни, Ингушетии и Карачаево-Черкесии израсходовали 4,4 млрд руб. Но дело даже не столько в этом, а в том, что ситуация быстро ухудшается. По сравнению с 2008-м в 2009 году объем токсичных средств вырос: в Карачаево-Черкесии – на 152%, в Ингушетии – на 237%. «Про темпы роста всего этого в Чечне лучше вслух не говорить», – отметил собеседник «Ведомостей».
Интересно, что Росфиннадзор по итогам 2008-го года 2008 года передал в правоохранительные органы материалы по 7500 проверкам, содержавшим признаки уголовных преступлений. Правоохранительными же органами возбуждено 190 уголовных дел по эпизодам с расходованием всего 2,9 млрд руб. Осуждено 65 человек, причем только трое — за нецелевое расходование бюджетных средств, остальные же за мошенничество, взятки, злоупотребление должностными полномочиями. И это при том, что нарастает бегство капитала с использованием криминальных схем. Глава Росфиннадзора считает, что за этим стоит региональное чиновничество, которое раньше не владело технологиями цивилизованного экспорта капитала, а теперь получило доступ к расширяющимся финансовым потокам. По данным главы ведомства, объем вывоза средств только посредством использования поддельных грузовых таможенных деклараций составил в 2008 году 8 млрд. руб., а в 2009 году — уже 170 млрд руб., в первом полугодии 2010 года —124 млрд руб.
Кот наплакал
А как обстоят дела в родной Саратовской губернии? Задав подробные обстоятельные вопросы руководителю теруправления Росфиннадзора Виктору Козельскому, ответы мы получили весьма лаконичные. Но – временами информативные.
Итак, территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области сообщило нам, что в 2008 году выявлено финансовых нарушений на сумму 5099,6 млн руб., в 2009 году на сумму 6523,4 млн руб. А статистика за шесть лет такова: в 2004 году выявлено неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств на сумму 149,1 млн руб., в 2005 году на сумму 119,2 млн руб., в 2006 году – на 56,3 млн руб., в 2007-м – на 70,9 млн руб., в 2008 году – на 333,2 млн руб., в 2009 году – на 180,5 млн руб.
Как и старший по вертикали, наше управление тоже проверяло использование федеральных субсидий на снижение напряжённости на рынке труда. В ходе проверок установлено, что областное министерство занятости, труда и миграции неверно применило код бюджетной классификации при планировании и исполнении расходов в сумме 127,1 млн рублей, но это не привело к нецелевому и неправомерному расходованию бюджетных средств. Средства ФЦП и нацпроектов тоже были проконтролированы, факты нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере имели-таки место. В 2008-м было выявлено нарушений на сумму 43998,6 тыс. рублей. Правда, в ответе г-на Козельского в качестве примера приведен факт неиспользования медицинского оборудования стоимостью 20,0 (!) тыс. рублей. Но уличенное в этом ФГУ «Саратовский НИИ травматологии и ортопедии Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи» прямо в ходе проверки ввело аппарат в эксплуатацию.
Вот и в федеральных вузах наши зоркие «крушники» засекли много всякой крамолы. Правда, в сравнении с откровениями г-на Павленко наш улов совсем жиденький. Но это ведь и хорошо, не так ли? Не Чечня же мы, про которую главному ревизору всея страны даже говорит страшно… В таком высококультурном заведении, как Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 обнаружилось следующее: установлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 13017,3 тыс. рублей, в результате неэффективного использования переданных в аренду площадей федеральной собственности, балансовая стоимость которых составила 6578,4 тыс. рублей. А также по причине передачи арендатору прав сдачи помещений в субаренду без согласования с собственником имущества и отсутствия контроля за использованием федерального недвижимого имущества; да к тому же (цитируем подлинник) из-за непринятия мер по невыполнению арендатором договорных обязательств по размещению общественного питания на арендуемых площадях, в результате чего сумма недополученных доходов федерального бюджета в 2009 году от сдачи в аренду площадей с оплатой по стоимости ниже рыночной, составила 13017,3 тыс. рублей.
А вот будущие труженики РЖД грешили по мелочи, но от души. В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности ФГОУ СПО «Саратовский техникум железнодорожного транспорта», сообщает нам г-н Козельский, за период с 01.01. 2007 по 31.12. 2008 установлены нарушения законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 4132,4 тыс. рублей. В том числе обнаружилась выплата зарплаты работникам по завышенным разрядам ЕТС; необоснованная выплата надбавки к тарифным ставкам, выплата вознаграждения лицу за работы, не входящие в круг его должностных обязанностей, выполнение которых документально не подтверждено; дополнительная выплата зарплаты работникам, без наличия оправдательных документов; доплата водителю за совмещение профессии «водитель». А еще до кучи, списание бензина по завышенным нормам расхода, запчастей на ремонт и завышение сметной стоимости СМР, да плюс к тому недостоверность отчетных данных за 2008 год. Глубокое покаяние железнодорожного колледжа вылилось в устранение нарушений на общую сумму 1745,4 тыс. рублей. Но это не спасло руководителя подрядной организации, выполнявшей текущий ремонт учебных корпусов техникума, от уголовного дела по ч.3 ст.159 УК РФ (мошенничество).
А еще нам сообщили, что составление прогнозов выявляемых нарушений, так же, как и рейтинга нарушителей, к задачам и полномочиям управления не относится. Короче, товарищи, слухи о кромешных финансовых плутнях в медвежьих вузах, это злобная деза и клевета на светлые образы. Росфиннадзор все проверил – мин нет. Кто бы сомневался…
Наталья Левенец
источник